
Контроль в отделе продаж
Менеджеры, занимающиеся продажами на любом производстве или в сегменте B2B — это элита предприятия. Люди, в чьи обязанности входит приносить прибыль компании. Их зарплаты зависят от ряда количественных показателей, на которые они в состоянии повлиять. Во всяком случае, на это надеется руководство любого торгующего предприятия. Однако, контроль в отделе продаж без формализации процессов назначения цены продажи невозможен. Объемы выпуска могут расти бесконечно, а прибыль так и не появится на горизонте. В большинстве случаев, и вовсе завод будет работать в убыток, постоянно занимая деньги у банков.
Контроль в отделе продаж, анализ скидок на хлебозаводе
Содержание статьи
- 1 Контроль в отделе продаж, анализ скидок на хлебозаводе
- 2 Отсутствует контроль в отделе продаж — начинаются злоупотребления
- 3 Как скидки снижают прибыль предприятия
- 4 Регламент продаж
- 5 Сегментация клиентов
- 6 Как организовать контрольную процедуру на примере отчета о скидках по сегментам
- 7 Начало внедрения процедуры контроля
С одной из самых странных ситуаций я столкнулась в 2013 году. Начало внедрения внутреннего контроля в системе продаж на предприятии. Выяснилось, что часть контрагентов, давно сотрудничающих с заводом, покупает хлебо-булочные изделия по ценам 2006 года. Оказалось, что в базе 1С у каждого клиента был привязан индивидуальный прайс-лист. Никто не отвечал за переформирование всех прейскурантов в связи с очередным повышением. Сегментация клиентов рассматривалась только по их расположению в той или иной папке.
Менеджеры менялись, база розничных покупателей (несетевых магазинов) в 2006-2013 годах еще была довольно большой. И никому в голову не приходило, что у контрагента старый прайс-лист. Договор на следующий год автоматически пролонгировался. Заказчик исправно платил по старым ценам, очередной менеджер получал зарплату за объем. А предприятие теряло выручку.
Когда эта история выплыла, клиентам было предложено перейти на действующий розничный прайс-лист, но они отказались. Цены на хлеб за прошедшие 8 лет выросли в два раза, или на 103%, с 17,29 руб./кг до 35,12 руб./кг. Отсутствие контроля со стороны руководства привело к потерям в большом сегменте продаж. Резкий подъем цен также негативно сказалось на выручке, ведь покупатели ушли к конкурентам.
Отсутствует контроль в отделе продаж — начинаются злоупотребления
Если ваше предприятие выпускает и торгует товаром повседневного спроса, на него можно найти сбыт. А уж у сотрудников отдела сбыта это входит в их обязанности. Можно завести «потерянного» клиента и отгружать на него товар с неконтролируемым прейскурантом. А за воротами перепродавать ее по более высоким ценам другим покупателям. Это же могут делать и другие сотрудники службы сбыта и доставки.
На одном из предприятий попытались собрать дебиторскую задолженность. Выяснилось, что уходя, один из менеджеров стер из базы контактные сведения о контрагентах. И это произошло уже давно. И никто не удивился тому, что у закрепленных за ним клиентов нет ни адресов доставки, ни телефонов. Пришлось разыскивать контакты в архивных копиях.
Выход в такой ситуации один: к справочнику покупателей имеют доступ только 2-3 человека в компании. Они могут заводить контрагента, заполнять реквизиты, привязывать цены, привязывать скан договора в базе 1С. Все же остальные, заметив ошибку, должны в письменном виде проинформировать об этом начальника отдела продаж. На эту тему выпускается регламент для отдела продаж.
Как скидки снижают прибыль предприятия
У нас в стране принято торговаться. И самое простое — это уступить покупателю, обещающему увеличить объем поставки, предоставить скидку. Сколько раз я слышала рассуждения менеджеров о себестоимости готовой продукции. Предлагали снижать цены продажи до сырьевой себестоимости, ведь на большом объеме цена доставки резко сокращается.
У меня к менеджерам встречный вопрос: с каких пор цена продажи связана с себестоимостью? Разве уже отменили понятие справедливой цены, на которую должен ориентироваться менеджер в своих продажах? И почему свою большую маржу вместо развития отдать покупателю?
В своем тренинге «Во что в действительности вам обходятся скидки клиенту?» Сергей Дубовик предлагает подсчитать ущерб, который наносят менеджеры с помощью Excel. Предположим, менеджер хочет предоставить клиенту скидку 10%. В обмен покупатель обещает увеличить объем на те же 10%.

Но задача предприятия — хотя бы сохранить рентабельность на существующем уровне. А это невозможно с 10% скидкой взамен на 10% увеличения продаж. То есть такая сделка предприятию не выгодна.
Если сделка не в красной зоне, увеличение продаж также нереально. Например, при рентабельности 30%, чтобы оправдать скидку 15%, клиент должен закупать на 186% больше. То есть увеличить свои закупки в 3 раза, что маловероятно. Однако скидки подписаны, покупатель счастлив, менеджер докладывает о росте продаж на 5% и ждет премию.

Совет директоров хотел бы торговать высоко рентабельной продукцией, например со 100% наценкой. Но в реальной жизни все не так. Конкуренция заставляет производителей демпинговать. Торговые сети выкручивают руки, заставляя участвовать в акциях и скидках.
Регламент продаж
Сейчас на предприятиях сокращают издержки, и первыми под нож попали планово-экономические отделы. Не моя задача давать оценку таким действиям собственников. Но кое-что из старого арсенала экономистов можно позаимствовать.
Можно работать с плановой себестоимостью. Для этого используют фактические данные последнего закрытого периода. Обычно месяца или квартала. Необходимо создать в автоматическом режиме плановый прайс-лист (обратитесь к программистам 1С). Тогда можно с небольшим отклонением провести любой анализ рентабельности продаж в любом разрезе.
Последовательность контрольных процедур в отделе продаж будет следующая:
- Утверждается регламент политики продаж.
- Утверждается Единый прайс-лист, который учитывает процент рентабельности, утвержденный Советом директоров или собственником. Пересматривается раз в месяц (раз в квартал, полгода или год).
- Закрепляются право давать скидку покупателю за конкретными лицами на основании служебной записки.
- Проверяется вся база покупателей. Если у контрагента нет утвержденной уполномоченным лицом скидки или отдельной спецификации к договору, ему закрепляется Единый прайс-лист.
- База контрагентов сегментируется. КОнтроль в отделе продаж восстановлен.
Сегментация клиентов
У хлебокомбинатов обычно большое количество точек отгрузки: до 2,5 тыс. в сутки. Но даже в таком случае не трудно добавить лишние данные в регистр, ведь сделать это надо только у головного контрагента.
Покупателей можно сегментировать по статусу и объему выборки. Например, такая сегментация:

Как организовать контрольную процедуру на примере отчета о скидках по сегментам
Удобно занести сегмент головному контрагенту в отдельный регистр на закладке основного менеджера в базе 1С. Всю информацию о продажах соберет таблица со следующими столбцами, сгруппированными по сегментам:
- Наименование покупателя.
- Наименование прайс-листа клиента.
Далее по ассортименту закупки:
- Количество отгруженного.
- Цена отгруженного (=сумма продажи за период/ количество за период).
- Цена отгруженного по Единому прайс-листу.
- Сумма отгруженного по документам отгрузки.
- Сумма отгруженного по Единому прайс-листу.
- Разница в сумме отгруженного.
- % скидки.
- Итог по контрагенту.
- Итог по сегменту.
- Всего по заводу.
Из выборки можно исключить всех покупателей, у которых прайс-лист равен Единому прайс-листу.
В такой таблице можно увидеть прайс-лист клиента, объем отгрузки и процент скидки. После чего можно сравнить со служебными записками на предоставление скидки.
Отчет покажет, что в течение периода у контрагента:
- проходят акции за счет производителя,
- менеджер забывает изменить цены в прайс-листе,
- отгружается продукция, которая еще не попала в единый прайс-лист.
Все будет можно увидеть в отклонениях.

Создавать такой отчет можно за любой период. Владельцем контрольной процедуры в отсутствие штатного контролера можно назначить начальника отдела продаж. Готовить отчет вполне может офис-менеджер отдела продаж.
Начало внедрения процедуры контроля
Контроль в отделе продаж начинается с упорядочения базы контрагентов. Необходимо восстановить информацию о каждой точке отгрузки:
- юридический и фактический адрес;
- контактный телефон;
- ответственное лицо со стороны контрагента;
- менеджер, отвечающий за контрагента;
- сегмент покупателя.
Можно прикрепить в базу к головному контрагенту скан договора и служебной записки, подтверждающей скидку.
С точки зрения бухгалтерского учета, такая информация полезна, но не интересна. Можно попросить бухгалтера создавать такой отчет к ежемесячному Совету директоров. Информация зи такого отчета в состоянии объяснить собственнику, куда направлена прибыль.
Comments
Инна, очень хорошая статья. Сразу видно, что вы профессионал своего дела.
Хоть я и не работала в сфере продаж, но сталкиваться с людьми, которые выполняют свои обязанности «неахти-для галочки», что приводит к ситуациям, мешающим развитию предприятия, в лучшем случае
Узнал свою таблицу компенсации скидок
Доброе утро, Согласно.таблица Ваша. Сегодня же переделаю статью и таблицу уберу.
Могу сделать ссылку на Вашу статью, если Вам это интересно.
Прошу прощение за недоразумение, мне очень понравилась Ваша статья, но я не спец в продажах, решила упростить себе жизнь.
С наступающими праздниками.
Инна Ландина.