Инвентаризация готовой продукции

Инвентаризация готовой продукции

По какой-то причине установилось устойчивое убеждение, что инвентаризация на складах с готовой продукцией проводится в редких случаях при смене материально-ответственного лица или начальника участка, раз в год перед началом подготовки к годовой отчетности.

Считается, что при смене генерального директора или управляющего предприятием также следует провести инвентаризацию на всех складах, чтобы иметь представление об общем количестве принимаемых ценностей.

Это распространенное заблуждение. Инвентаризация готовой продукции — часть единой системы внутреннего контроля предприятия. Для того, чтобы иметь возможность с одной стороны — вовремя устанавливать виновных в недостачах, а с другой — и вовсе от них избавится, хорошо бы сделать ее частью ежедневного процесса передачи смены. А также еженедельно, в крайнем случае, ежемесячно подтверждать остатки в присутствии сотрудника бухгалтерии.

Как проводить инвентаризацию ежедневно

Предположим, производство имеет непрерывный цикл и ведется в круглосуточном режиме, смена длится 12 или 24 часа. Общепринято, что начальник следующий смены должен появится на участке за 15 минут до начала рабочей смены, чтобы лично принять остатки сырья и/или готовой продукции.

Рассмотрим на примере хлебокомбината, выпускающего продукцию круглосуточно. Каждая единица выпущенного изделия упакована в пленку или пакет, на котором нанесен штрихкод. Передача готовой продукции на склад организована небольшими партиями, кратными одной из единиц измерения продукции: ящикам или лотам. Во избежание пересортицы рекомендуется это делать с помощью ручного сканера: штрихкод снимается непосредственно с изделия и указывается количество.

Возможно, что на момент передачи смены часть продукции еще находится на разных стадиях выпуска:

  • в замесе;
  • в расстойке или печи;
  • на упаковке.

Неважно. На заводе не выпускают самолеты, значит незавершенного производства нет. Передавать следует только то, что можно посчитать, то есть сырье и готовую продукцию. Все, что находится на линии, рассчитывают технологи, переводят полуфабрикат в сырье.

Инвентаризация готовой продукции

Инвентаризация подразумевает, что фактический остаток сравнивают с документальным и выводят результат. Для этого следует создать в 1С производственную смену, занести в нее выпущенную продукцию и брак. На основании спецификаций рассчитать списание сырья и вывести документальный остаток. С ним будем и сравнивать фактический остаток.

Спецификация «Хлеб деревенский»
Рис. 1. Спецификация «Хлеб деревенский»

Что с чем сравниваем?

На руках у передающего и принимающего начальников смены находится список остатков, который выглядит следующим образом:

Ведомость остатков сырья и материалов

       
№ ппНаименование сырьяСклад БХМСклад производствав полуфабрикатев мешкахИтого
1Мука пшеничная в/с34 5708 5205*50=25043 340
2Мука ржаная62 3606 2704*45=18068 810
3Сахар52050*50=25003 020
4Масло растительное10005201520
И так далее, включая упаковку и прочие расходные материалы

Эти данные и будем сравнивать со сформированной инвентаризационной ведомостью

Совет. В 1С время в документе играет ключевое значение. Обычно инвентаризационная ведомость, несмотря на то, что в ней указано время сформирования, показывает остатки на 00.00.00. Если в интервале между полуночью и временем формирования ведомости было движение материалов, на остатки оно не повлияет. Можно попросить программистов, сопровождающих 1С, настроить формирование ведомости таким образом, чтобы остатки подтягивались на время, указанное рядом с номером документа.

Документ Инвентаризационная ведомость в 1С
Рис. 1 Документ Инвентаризационная ведомость в 1С

Главное — регулярность

Результаты ежемесячной инвентаризации вполне могут стать одной из мотивационных составляющих для начисления премиальной части зарплаты сотрудникам производства.

Так как никого с сырьем на КПП не поймали за руку, нельзя утверждать, что его украли. Но компенсировать стоимость пропавшего, не начисляя процент премии, вполне законно. Недостающее сырье списывается актом на затраты. Для этого можно завести отдельную статью затрат, чтобы потом можно было оценить потери в рублях.

Процент брака

Каждый владелец предприятия для себя самостоятельно решает, какой процент брака допустим на его предприятии. Вполне возможен технологический брак, связанный с запуском линии.

Но можно выбрать другой путь. Установить норматив 0% и потребовать, чтобы любой брак оформлялся актом за подписью начальника производства. В акте обязательно указывается причина брака и виновные в его возникновении. Акт на ежедневной основе утверждается директором или управляющим завода.

Ежемесячно оценивается процент брака к выпущенной продукции. Превышение допустимых значений должно отражаться на мотивации начальников подразделений, ответственных за выпуск и допустивших потери. Это может быть и служба главного инженера или механика, начальник производства.

Сделать инвентаризацию готовой продукции частью ежедневной рутины не трудно. Достаточно быстро сотрудники службы самостоятельно избавляются от слабых звеньев, небрежно относящихся к запасам. Так мотивация заставляет более пристально следить за количеством списываемого сырья, что положительно сказывается на финансовых результатах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Comments

10.04.2019 at 12:09

у меня мама работает в торговом доме, так они инвертаризацию делают 2 раза в год, и то на новогодние и майские праздники(



10.04.2019 at 15:15

Ценные советы. Спасибо за статью



10.04.2019 at 15:33

Ежедневная инвентаризация.. Спасибо, что подсказали. Обычно раз в 2-3 месяца. А надо контроль каждый день.



10.04.2019 at 16:27

На нашем складе инвентаризация проводится каждый месяц. А вообще познавательная статья. Спасибо.



Алена
11.04.2019 at 23:23

Я в молодости работала администратором в ресторане. Выборочная инвентаризация была ежедневно, а генеральная раз в две недели



Алена
11.04.2019 at 23:24

Я в молодости работала администратором в ресторане. Выборочная инвентаризация была ежедневно, а генеральная раз в две недели. Все сходилось, не досдачи были минимальные



14.04.2019 at 21:46

Не к добру искать черного добермана на охраняемом складе.. Особенно, если он там есть и там систематически проводят инвентаризацию!



Алина
17.04.2019 at 08:31

Устроилась а мариотт в Москве Инвентаризация рум сервиса и дорогого бара была КАЖДУЮ ночь. Нас бесило ужс, но супервайзер жёстко за этим следила. В итоге — никаких недостач и всем премия в конце каждого квартала за аккуратность.
Вот тут меня это бесить и перестало…



20.04.2019 at 21:52

Как же я ненавидела эти инвентаризации, когда работала продавцом. А теперь, когда имею свой магазин понимаю, на сколько это важно. Спасибо за статью, отметила для себя интересные моменты



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: